Молодёжный блог

Честь выше выгоды

Опубликовано 28 Июн 2008 в 0:30

Примечательный факт: если ты делаешь карьеру, не может быть, чтобы это не оставляло хотя бы кого-нибудь, пусть даже слегка, но обиженным — ведь ты кого-то обходишь, обгоняешь. И в жизни кто-то непременно должен проигрывать. Однако имеет значение, преуспеваешь ли ты в честной борьбе, здоровой конкуренции или забываешь о всяких приличиях, дабы урвать кусок пожирнее. Интересует ли тебя дело или только выгода из этого дела непосредственно и большей частью для тебя; задеваешь ли ты достоинство только твоего конкурента или оскорбляешь все общество.
У нас, в процессе возрождения деловой активности в жизни, немалое время одним из трудных вопросов, беспокоящих общество, будет оставаться именно этика предпринимательства, точнее — отсутствие таковой.
Что же необходимо знать, хотя бы как минимум, в этой области, чтобы не оказаться дикарем в бизнесе? Справочники отсылают нас здесь к опыту крупного французского бизнесмена Алекса Московича. Он, в частности, пишет: Познакомившись за всю свою жизнь со многими выдающимися дельцами, политиками, актерами, режиссерами, писателями, я пришел к выводу, что большинство из них заслужило свою удачу, и что великими бизнесменами почти никогда не становятся мелкие спекулянты, которые рано или поздно теряют полученные барыши на других спекуляциях, но ими становятся только те люди, которые настойчиво и последовательно осуществляют задуманное.
При этом одним из секретов удачи, как это ни парадоксально, является неуважение к деньгам. Деньги — это не цель, это только средство, которое предприимчивые люди используют так же, как хороший полководец свои дивизии.
Франк, доллар, рубль — это солдаты, которых нужно посылать в бой, думая, прежде всего о том, что их нельзя ссылать на смерть, но лишь за победой. Причем одержать ту победу нужно ценой минимальных потерь. Предприниматель, который уважает деньги, который их бережет, который их сохраняет и оберегает,— это не предприниматель, а "скупой рыцарь", который, как говорят банкиры, давно забыл, что сейфы не идут за катафалками. Предприимчивость означает большую долю воображения и небоязнь риска, предприниматель всегда немного игрок. Но игры бывают разные, и в предприимчивости лучше использовать 90% шахмат и 10% рулетки, а не наоборот. Гораздо легче найти деньги, чтобы реализовать хорошее дело, чем найти деньгам хорошее применение. Дайте мне хорошее дело, и деньги появятся. Дайте дураку много денег, и он их растранжирит или потеряет на неудачных спекуляциях. Приведу пример, подтверждающий правильность этого рассуждения.
Париж посетила очень талантливая русская журналистка, интересующаяся экономикой. Я повел ее в самый знаменитый ресторан мира "Серебряная башня". Этот ресторан существует с 1582 года, там перебывали все короли, президенты, величайшие ученые, писатели всего мира... Когда хозяин ресторана подсел к нам, я сказал гостье:"Пойдите, посмотрите. Кроме того, что вы видите здесь, есть еще погреба, в которых хранятся сотни тысяч бутылок редчайших вин, коньяков. Если бы владелец этого ресторана продал помещение, пустил бы с молотка бутылки из погребов, а вырученные деньги положил в банк, он получал бы ренту, в 20-30 раз превышающую доход, который он имеет от своего ресторана. Работает он в этом ресторане по 12, а то и 14 часов в день, несмотря на свои 70 лет. И в отпуск вырваться ему удается очень редко, да и то не больше, чем на 5-8 дней.
Так скажите, разве это не творчество? Владелец ресторана должен каждый день заботиться о качестве всех закупленных продуктов, ну и, конечно, проверять их стоимость, наблюдая за поварами, следить за тем, как принимают клиентов... Предприниматель является как бы гарантом, символом порядочности задуманной им идеи не только в ее сути, но и во всех деталях реализации. Слово предпринимателя, данное партнеру или банкиру, должно цениться гораздо выше, чем контракт, составленный при участии самых лучших адвокатов. Репутация банкира должна быть символом понятия о чести.
Дело не в том, что не бывает нечестных и непорядочных "акул", а в том, что одного человека можно обмануть несколько раз, но нельзя обманывать многих людей много раз. Поэтому настоящий предприниматель не может быть непорядочным или нечестным. Иначе он перестает быть предпринимателем и переходит в разряд мошенников, с которыми серьезные фирмы уже не пойдут ни на какие сделки. Недаром русские купцы, да и французские тоже, ударяли по рукам, не обращаясь ни к каким адвокатам. Бывает, что сегодня миллионные сделки заключаются на основе данного слова.
Можно также взять на заметку и рекомендации американского предпринимателя Джона Уортона, разрабатывающего на досуге проблемы нравственности в бизнесе. Его выступления несколько неожиданны — Уортон проецирует на деловую этику библейские заповеди. Например, вот так: очень много путешествую; но где бы я ни был, я всегда мню о том, что у меня есть жена и четверо детей. Хорошая семья — это половина успеха в бизнесе. Это наша репутация и душевное спокойствие. Кстати, среди некоторых людей бытует стереотип: нехороший босс, непременно соблазняющий молоденькую секретаршу. Должен отметить, что сейчас в Америке происходит как раз наоборот: секретарши соблазняют своих боссов. Ведь флирт на службе осложняет деловые отношения. Поэтому актуальна заповедь: не прелюбодействуй.
Еще одна библейская заповедь: не укради. Если я плачу моему работнику меньше, чем он заслуживает, то я краду у него. Если я продаю килограмм сахара, а в нем на самом
деле полкило чего-то другого, то я краду у покупателя. Если я хочу унести продукты из кафе, где я работаю, то я краду у фирмы. Думаю, что не надо объяснять, что все это неприемлемо.
В Америке существует целый пакет законов, обязывающих бизнесмена честно вести свои дела. Быть честным всегда, во всем призывает библейская заповедь: не лги. Не возжелай жены ближнего своего и добра — гласит последняя заповедь. В деловой этике это означает право каждого на частную собственность. Не завидуй, что у соседа три машины. Работай — и ты тоже будешь жить хорошо".

Полезная информация