Молодёжный блог

Основные этапы отделки древесины

Опубликовано 11 Авг 2008 в 12:26

Первый этап отделки древесины состоит в том, чтобы сделать ее поверхность ровной и гладкой, окрасить в желаемый цвет, удалить ворс и подготовить для нанесения лакового покрытия. Обработанную таким образом поверхность лакируют, а если желательно добиться зеркального блеска, то отдельные слои покрытия шлифуют, и затем окончательно полируют.
Проструганная рубанком поверхность древесины шлифуется мелкозернистой шкуркой и натирается грубой шерстяной тканью так, чтобы получилась ровная глянцевая поверхность.
Если есть необходимость окрасить древесину под ценные породы, то перед крашением необходимо удалить ворс. Для этого поверхность смачивают теплой водой, и поднявшийся ворс шлифуют. Чтобы он затвердевал и лучше удалялся, в воду можно добавить 5%-ный раствор глютинового клея.
Легче всего выполняется так называемое поверхностное крашение, при котором красители, наносимые тампонами или распылением, прокрашивают верхний слой на глубину около 0,5 мм. При окраске тампоном сначала проходят поперек волокон, а затем — вдоль. Если красят распылением (сожно с помощью пылесоса), то слои наносятся вдоль волокон. В том и другом случае раствор рекомендуется подогреть до 40°. Подтеки при окраске не допускаются. Для отделки спинок или сидений стульев, частей мебели, реек, панелей можно тонировать поверхность дерева обжиганием. В зависимости от температуры цвет меняется от желтого до темно-коричневого, причем обрабатываемая поверхность становится гладкой, так как ворс сжигается.
Для окраски древесины ели, сосны, лиственницы в серо-коричневый тон нужен 2,5-5%-ный раствор хлорного железа; в желто-коричневый — 2,5-5%-ный раствор двухромовокислого калия; в красно-коричневый - сначала 2%-ный раствор резерпина, затем 1-3%-ный раствор хромпика.
Чтобы окрасить березу под серый клен светлых тонов, нужны следующие компоненты (в граммах на литр): 2-3г железного купороса, 1-2г алюминевых квасцов, 0,5-1г борной кислоты. Для окраски в темные тона нужно взять 2г железного купороса или хлорного железа, 1,5г борной кислоты.
После окраски и просушки поверхность шлифуется стертой шкуркой или групой шерстяной тканью.
Следующая операция - грунтование. Под прозрачные лаковые покрытия наносят бесцветные или подкрашенные грунтовки. Лакокрасочная промышленность изготовляет следующие сорта грунтовок:
№238 - казеиново-канифольная, бесцветная и подкрашенная под красное дерево, дуб, орех; предназначена для покрытия нитролаками, наносится тампоном.
НЦ-40 - нитроцеллюлозная под нитролаки, наносится распылителем.
№622 - грунтолак нитроцеллюлозный
ГМ-22 - грунтовочная эмульсия под нитролаки, бесцветная и подкрашенная, наносится распылителем или тампоном, не требует шлифования.
Для заполнения пор крупнопористой древесины можно применять специальные порозаполнители (грунтование в этом случае не обязательно). Они выпускаются под под марками КФ-1 и КФ-2, и широко применяются в мебельной промышленности; изготавливаются в виде двух полуфабрикатов, которые перед употреблением смешиваются; бывают бесцветные и подкрашенные; дают гладкую поверхность без шлифования. Наносятся мазками и втираются тканью; предназначены под покрытия нитро- и полиэфирными лаками.
ПМ-11 - бесцветный и окрашенный, применяется в комплексе с грунтовочной эмульсией ГМ-11, наносящейся вначале; уступает порозаполнителям КФ.
НЦ-104 - быстросохнущий под нитролак.
СКС-1, СБС-1 — бакелитовые лаки для заполнения пор в древесностружечных плитах.
После грунтования или порозаполнения можно приступить к лакированию. Для отделки кухни подойдут масляные, нитроцеллюлозные и полиэфирные лаки. Масляные (4С, 5С — светлые и 4Т, 5Т, 6Т — темные) лаки дают устойчивую пленку, но добиться качественной блестящей поверхности с их помощью не удается.
Наиболее широкое применение в последнее время получили нитролаки. Они быстро сохнут, образуют устойчивую пленку и полируются до зеркального блеска. Недостаток их состоит в том, что для получения пленки требуется наносить несколько слоев лака. Для отделки древесины применяются такие нитролаки:
№ 930 — бесцветный, быстросохнущий, наносится распылением, тампоном, кистью, не полируется.
НЦ-22 (бывший НЦ-312) — бесцветный, наносится тампоном, распылением, полируется легко. НЦ-224 — светло-коричневый, для отделки темной мебели, наносится распылением и тампоном, полируется плохо.
НЦ-18 — светлый, наносится наливом, полируется легко.
НЦ-16 — коричневый, полируется плохо.
Нитролаки разбавляются растворителями № 646, 647, 648, РМЛ до Нужной вязкости и наносятся при комнатной температуре. Для получения зеркальной поверхности промежуточные слои полируются мелкой шкуркой, а последующий слой шлифуется, полируется пастой № 290 и полировочной водой.
В последнее время для отделки мебели стали применяться полиэфирные лаки, по существу, скорее пластмассы, чем лаки. Полиэфирные пленки тверже и устойчивее, чем нитро-целлюлозные, полируются до зеркального блеска, укрывисты — один слой заменяет несколько слоев нитролака. Полиэфирный лак состоит из двух составов, которые смешивают перед нанесением. Пленка твердеет по всей толщине, дает объемной усадки, и поэтому лак можно наносить без предварительного порозаполнения. Промышленность выпускает следующие полиэфирные лаки: ПЭ-29, ПЭ-210, ПЭ-236Н — парафиносодержащие, сохнут при комнатной температуре, наносятся распылением или наливом, хорошо полируются. ДЭ-219, ПЭ-220 — беспарафиновые, горячей сушки (60-80°), наносятся распылением или наливом, хорошо полируются. Для сушки можно использовать электрические лампы с рефлекторами. Как и нитролаки, полируются пастой № 290 и полировочной водой.

Полезная информация