Молодёжный блог

Что мешает общению

Опубликовано 27 Июн 2008 в 1:01

Каждый человек, так или иначе, наблюдает за собой. Но далёко не каждый дает себе в этом отчет, и поэтому мимолетные наблюдения сразу же забываются. Но если бы человек старался зафиксировать хотя бы часть своих наблюдений, то получил бы очень много любопытного материала вне размышлений о себе самом.
К примеру, испортилось настроение. Приблизительно понятно, что было тому поводом. А вот что явилось причиной — неясно. Можно, конечно, не утруждать себя поисками этой причины. Но тогда не исключено, что повод для плохого настроения будет возникать вновь и вновь, что неприятно. Поэтому психологи советуют, что лучше все-таки попытаться найти эту причину. Вдруг ее можно устранить или хотя бы смягчить? А для этого важно иметь привычку постоянно фиксировать происходящие в тебе изменения, анализировать свои поступки, мысли, чувства.
Известны факторы, препятствующие нормальному течению межличностного общения. Вот они.
Незрелые, поверхностные суждения. Они представляют собой наиболее серьезный барьер на пути нормальных взаимоотношений. Дело в том, что мы слишком склонны формировать оценки и суждения чересчур поспешно и поверхностно. Это искажает суть явлений жизни, мешает нашему взаимопониманию. "Осудительные" барьеры могут создаваться на основе наших привычек приказывать, предупреждать, советовать и читать мораль.
Стереотипы, предвзятые обобщения на недостаточно широкой основе. Внешнее обаяние и уверенность в себе вызывают положительное отношение еще до того, как ты вступаешь с человеком в диалог, и могут серьезно повлиять на результаты общения.
Озабоченность и занятость самим собой. Находясь в состоянии повышенной тревожности, погруженности в себя, человек вряд ли способен к эффективному общению. К тому же, он может сделать нервозным или рассеянным своего собеседника, слишком часто отвлекаясь от темы разговора.
Сверхреакция на эмоционально окрашенные слова. Процесс взаимодействия искажается, когда отношения между людьми выходят за рамки "эмоциональной нормы", да еще, к тому же, кто-то из участников общения не может или не хочет сдержаться и употребляет слова с густой эмоциональной окраской. Это способно прервать общение даже между близкими людьми.
Необоснованное перебивание. Как правило, без необходимости перебивают сообщение собеседника люди, имеющие более высокое социальное положение или власть (руководители, учителя, родители). Кстати, замечено, что в общении между мужчиной и женщиной перебивают чаще мужчины. Оборвав на полуслове, собеседник сбивает тебя с мысли, общение превращается фактически в борьбу за господство над собеседником. В результате в большинстве случаев побеждает сильнейший, но от этого отнюдь не выигрывает, поскольку сообщение, которое он получил, будет искажено. Об эмоциональном и моральном воздействии на более слабого нечего и говорить.
"Скрытая повестка дня". Это тот случай, когда участники беседы имеют глубинные, скрытые интересы или нужды, которые не видны окружающим. Процесс общения здесь основательно затруднен.
Правила эффективного общения. Можно привести несколько рекомендаций, направленных на то, чтобы сделать общение более эффективным. Будь открыт собеседнику и принимай его таким, каков он есть. Такое отношение к партнеру по общению основано на изначальном к нему уважении и твоих положительных намерениях (вне зависимости от того, согласен ты с ним или нет).

Полезная информация