Молодёжный блог

Учись вести диалог

Опубликовано 27 Июн 2008 в 1:13

Твое внимание должно проявляться также и физически. Расположись лицом к своему партнеру. Веди общение так, чтобы твоя поза, жесты и мимика подкрепляли твои слова. Сиди или стой на оптимальном расстоянии, так, чтобы собеседник чувствовал себя свободно и раскованно. Не надо, однако, при этом забывать, что общение требует концентрации, неважно, говоришь ты или слушаешь.
Участие в общении должно быть активным и ответственным. Если тебе что-либо неясно, или ты пропустил часть сообщения, немедленно включай "обратную связь". Она нужна не только слушающему, но и говорящему — он должен знать, что его сообщение дошло до адресата, а также видеть, какую оценку оно получило.
Привыкай наблюдать за невербальными (т.е. несловесными) реакциями партнера (выражение лица, взгляды, позы, жесты и прочее). И в самой речи есть косвенные признаки, помогающие однозначно воспринимать сообщение: тональность голоса, его модуляции и переходы, громкость, скорость речи и т.д.
Выражайся ясно. Старайся думать о том, о чем ты говоришь. Тщательно выбирай слова. Научись говорить так, чтобы люди стремились слушать тебя. Наиболее доходчивы и эффективны такие сообщения, которые не содержат предвзятых и поверхностных суждений, однако достаточно выразительны (например, так называемые сообщения от первого лица).
Будь настойчив. Это вовсе не означает агрессивности, апломба или силового навязывания своего сообщения другим. Говоря о своих чувствах, мыслях или правах, ты должен уважать чувства, мысли и права других.
Говори от первого лица. По выводам психологов, сообщения от первого лица, содержащие оценку, но не осуждение, гораздо эффективнее.
Будь хорошим слушателем. Как бы ни был красноречив говорящий, общение будет неполным, если его не слушают или слушают плохо. Слушание требует сознательного усилия и концентрации внимания. Важно хотеть слушать.
Понаблюдай за собой и окружающими во время бесед. Попытайся определить, кто не торопится высказаться, а внимательно слушает собеседников. Дослушиваешь ли ты до конца или торопишься прервать собеседника? В итоге обнаруживается, что тех, кто слушает, значительно меньше, чем тех, кто говорит. Понаблюдай и вдумайся: кто из знакомых вызывает у тебя и окружающих симпатию — тот, кто больше говорит, или тот, кто больше слушает? Ты немедленно обнаружишь, что "человек слушающий "тебе чаще приятнее как собеседник, как друг, чем "человек говорящий". Не следует ли из этого сделать соответствующие выводы для себя самого?
Что значит уметь слушать собеседника? Во-первых, это значит слушать то, что он говорит, без предубеждения. Даже если этот человек чем-то раздражает, чем-то неприятен, надо постараться забыть об этом и просто слушать. Далее, необходимо постоянно следить за тем, чтобы, слушая собеседника, отделять факты от его мнения о них. Для этого надо быть внимательным, сосредоточенным слушателем.
Наконец, требуется стремление вникнуть в смысл слов собеседника, т.е. понять не только то, что он говорит, но и то, что стоит за его словами. Ибо есть вещи, о которых он сказать не может, а порой — не хочет. Без этого нельзя сделать правильные выводы из всей его речи.
В общении:
— старайся сконцентрироваться на человеке, который обращается к тебе; обращай внимание не только на слова, но и на звук голоса, мимику, жесты, позу и т.д.;
— покажи говорящему, что ты его понимаешь (это можно сделать, повторяя своими словами то, что услышал, или смысл того, что тебе сказали);
— не давай советов и оценок (даже из лучших побуждений); они обычно ограничивают свободу высказываний говорящего, мешают ему выделить наиболее существенное в своих словах.
Можно назвать огромное множество ролей и масок, которые исполняют и носят, общаясь со сверстниками, различные ребята. Это и "шуты" самого разного типа (печальный, язвительный, беспечный, подобострастный и др.), и Печорины, и Дон-Жуаны в различных вариантах — от вульгарных до изысканнейших.
Нередко старшеклассник, например, может находиться в позиции "паршивой овцы", "мальчика для битья", к чему вынуждают его обстоятельства, сложившиеся в классе. Все эти роли и маски предполагают определенный стиль их общения с окружающими, и окружающих — с ними. В результате подобного стиля поведения у одних происходит деформация личности, последствия которой могут сказаться на всей дальнейшей жизни, а у других, напротив, развивается умение приспосабливаться к неблагоприятным обстоятельствам. Наконец, у третьих эти обстоятельства рано или поздно вызовут протест, бунт, в результате которого либо будут сломлены сложившиеся отношения, либо подросток совсем уйдет из класса ради сохранения себя как личности.
Мы привыкли считать, что работа над собой и самосовершенствование предполагают только анализ ошибок и борьбу со своими слабостями. Однако есть еще одна, не менее, если не более, важная сторона работы над собой. Она заключается в обнаружении в себе не только противника и виновника ошибок, но и сподвижника, друга и помощника. У каждого из нас есть свои сильные стороны, но обнаружить их в себе порой оказывается очень нелегко. Некоторые люди даже полагают, что не обладают никакими качествами, которые могли бы послужить для них внутренней точкой опоры. Как это ни странно, большинство людей не умеет думать о себе в позитивном ключе. При этом "сильные стороны" — это не то же самое, что положительные черты характера или достоинства.
Случается, что какое-то качество или умение оказывается очень сильной стороной той или иной личности, но окружающие люди не одобряют его, или оно не соответствует моральным нормам. Важно, для чего человек использует свои сильные стороны. Не вредно порой провести "инвентаризацию" своих сильных сторон, а затем подумать о том, как лучше воспользоваться ими для создания чего-то по-настоящему ценного в жизни

Полезная информация