Молодёжный блог

Обряды в иудаизме

Опубликовано 27 Июн 2008 в 16:11

Молитва
Наиболее распространенным обрядом в иудаизме является молитва. Сила молитвы, по представлению верующих, так велика, что с ее помощью можно совершать любое чудо. В представлении верующих евреев, молитвенное слово и песнопение достигают неба и влияют на решение небожителей.
Раввины предписывают верующим ежедневно, во время утренней молитвы (кроме субботы и праздников), надевать на лоб и левую руку тефиллин, или филактерии. Тефиллин представляет собой два плотно закрытых ящика кубической формы с прикрепленными к их основаниям ремнями. Кубики заполнены пергаментом, исписанным ветхозаветным текстом. Обряд ношения тефиллина связан с древним обычаем ношения амулетов, играющих роль защитников человека. В древности, по свидетельству Талмуда, верующие носили тефиллины в продолжение всего дня. Впоследствии их стали носить только мужчины во время молитвы.
Верующим предписывалось трижды на день молиться бецибур, т.е. совершать богослужение при наличии молитвенного десятка, миньяна (общинного кворума) и, кроме того, любые действия сопровождать славословиями в адрес бога Яхве.
Мезуза и цицит
В обязательном порядке верующим предписывается развешивать мезузу и носить цицит.
Мезуза — пергамент, на котором написаны стихи из Второзакония (6, 4-9 и 11, 13-21). Свернутый свиток помещается в деревянный или металлический футляр и прикрепляется к косяку двери. Мезуза — магическое средство, способное, как полагают верующие, уберечь их от нежелательных действий злых духов.
Цицит — кисти из шерстяных ниток, прикрепленные к краям арбаканфота, т.е. к четырехугольному куску материи, надеваемому верующим под верхнюю одежду. Как и мезуза, цицит оберегает от всякого зла. В Талмуде цицит сравнивается с веревкой, которая бросается утопающему, поскольку он символизирует заповеди Яхве, исполнение которых обеспечивает человеку жизнь в будущем мире.
Капорес, лулав и ташлих
К магическим обрядам в современном иудейском культе относятся капорес, лулав и ташлих. Обряд капорес совершается накануне Судного дня. Он состоит в том, что мужчина трижды вертит над своей головой петуха (женщина — курицу), произнося три раза молитву: "Это да будет искуплением моим, жертвой моей и заменой вместо меня, сей петух (сия курица) пойдет на смерть, а я обрету счастливую, долгую и мирную жизнь". Птицу режут, а мясо поедают в ночь на исходе Судного дня. Подобные искупительные обряды имеют место в христианстве, исламе и других религиях.
Древний обряд лулав совершается во время молитвы в дни осеннего иудейского праздника кущей (суккот). По религиозным предписаниям, верующий иудей должен в одной руке держать так называемый лулав, состоящий из пальмовой ветви, перевязанной тремя миртовыми и двумя вербными ветками, а в другой эсрат, особый сорт лимона, и ими потрясать в воздухе, что служит магическим средством для вызова ветра и дождя.
Значительное место в иудейском культе занимает обряд таших. В день иудейского нового года (рош-ташана) верующие собираются у реки, читают отрывки из Ветхозаветной книги Моисея (7,18-20) и поют религиозные гимны. Во время чтения молитв верующие вытряхивают карманы и бросают в воду крошки хлеба с тем, чтобы освободиться от грехов.
Кошер и треф
Это культ дозволенной (кошерной) и недозволенной (трефной) пищи. Согласно иудейскому вероучению, можно питаться мясом жвачных животных, домашних птиц, зарезанных по правилам шехиты (ритуального убоя). К табу в иудаизме принадлежит обряд, запрещающий одновременно употреблять мясную и молочную пищу. Богословы связывают этот запрет с библейской заповедью "не вари козленка в молоке матери его" (Исх., 23:19) и придают ему моральное значение.
Запрещается также употреблять в пищу свиное мясо.
Обрезание
Обряду обрезания придается исключительно важное значение, связанное с ролью еврейского народа в библейской истории, ввиду того, что он исполняет "великий завет" Яхве об обрезании крайней плоти. Однако культ обрезания детей мужского пола не является только еврейским, и распространен у многих семитских народов.
Книга Исход (4:24-26) рассказывает, как Яхве напал на Моисея и хотел его убить. Жена Моисея Сепфора, "взяв каменный нож, обрезала крайнюю плоть сына своего" и сказала: "Ты жених крови у меня. И отошел от него Господь. Тогда сказала она: жених крови — по обрезанию". Каменный нож, фигурирующий в приведенном библейском рассказе, подтверждает древность этого обряда евреев.
Омовение
Ритуал омовения предписывает верующим накануне субботы и других религиозных праздников совершать омовение в микве — специально оборудованном бассейне с дождевой или ключевой водой, предваряя каждую молитву омовением рук.
Дождь и вода играли настолько важную роль в жизни древних землепашцев, что в их видении Бог появлялся "в "густом облаке" (Исх., 19:9) и "мрак сделал он покровом, себе, сению вокруг себя, мрак вод, облаков небесных" (Псалмы, 15:12). В Талмуде устами римского императора Тита утверждается, что сила "еврейского Бога в воде, что все его чудеса он творил на воде: когда Яхве освободил еврейский народ от египетского рабства, он рассек Чермное море, когда Яхве ввел евреев в Палестину, он предварительно рассек воды Иордана, врагов Израиля он топил в воде". Древние евреи поклонялись Богу воды. В Талмуде он называется Ридия (Цом