Молодёжный блог

Иудейские праздники и посты

Опубликовано 27 Июн 2008 в 16:23

Их особенность в том, что они отмечаются по лунному календарю. Лунный календарь, по которому отмечаются праздники, сделал их блуждающими. Все религиозные праздники у евреев связаны с культом Яхве.
Пасха
Занимает первое место среди иудейских Праздников. Ее возникновение относится к тем временам, когда евреи были кочевниками, и основным их занятием было скотоводство. Об этом сохранились данные в Библии. В книге Исход (12:21-23) сказано: "И созвал Моисей всех старейшин (сынов) израилевых и сказал им: выберите и возьмите себе агнцев по семействам вашим и заколите пасху; и возьмите пучок иссопа, и обмочите в кровь... и помажьте перекладину и оба косяка Дверей ... а вы никто не выходите за дверь своего дома до утра... И пройдет Господь мимо дверей, и не попустит губителю войти в домы ваши для поражения".
Когда еврейские племена стали заниматься земледелием, праздник умилостивления превратился в праздник начала уборки хлеба (праздник маццот-опресноков). Об этом свидетельствует сама Библия. В книге Левит (23:4-6) сказано: "Вот праздники Господни, священные собрания, которые вы должны созывать в свое время: в первый месяц, в четырнадцатый (день) месяца вечером Пасха Господня; и в пятнадцатый день того же месяца праздник опресноков господу; семь дней ешьте опресноки".
В пасхальной обрядности современного иудаизма занял видное место образ Мессии. Чин (седер) этого праздника заполнен рядом обрядов и обычаев, связанных с пришествием Мессии и его предтечи Ильи. Такое толкование возникло в средние века.
В последнее время с пасхальными традициями нередко связывают историю об Исходе из Египта. Сын Иакова Иосиф был продан Потифару, начальнику телохранителей египетского фараона. После тяжелых потрясений Иосиф становится правой рукой владыки Египта. Предвидя наступление неурожайного семилетия, Иосиф, в течение семи лет до этого заполнил, амбары фараона до краев пшеницей. В голодную пору к нему из Ханаана за хлебом приехали его братья, которые его не узнали. Иосиф им открылся, высказал свое доброжелательство и поселил их в Египте, в земле Гесем. При жизни Иосифа им в этой земле хорошо жилось, когда его не стало, их потомки были обращены в рабов. Тяжелые столетия подневольного рабства породили уныние и безысходность. Однако один из евреев, по имени Моисей, поднялся на борьбу против фараонского гнета. По некоторым обстоятельствам, как рассказывает Библия, он вынужден был бежать из Египта в пустыню. Там из тернового куста, явился ему Яхве и потребовал, чтобы он стал избавителем евреев от египетского рабства. Снабженный чудодейственным посохом и поддержанный своим братом Аароном, Моисей добился освобождения своих соплеменников.
Шебуот
Шебуот справляется на пятидесятый день после второго дня Пасхи, потому носит название Пятидесятницы. В книге Исход (23:16) о празднике сказано: "Наблюдай в праздник жатвы первых плодов труда твоего, какие ты сеял на поле". Богословы утверждают: если Пасха является праздником Исхода евреев из Египта, то шебуот — праздник в память дарования Торы на торе Синае пророку Моисею через семь недель после исхода.
Суккот
Праздник суккот (кущей) в Исходе (23:16) называется праздником "собирания плодов в конце года". Праздник справляется по предписанию бога Яхве в память странствования по пустыне, " когда сыны Израиля жили в шатрах". Последний день праздника называется Симхат-Тора (радость Торы). В этот день в синагогах совершаются торжественные процессии со свитками Торы в руках и пением хвалебных псалмов в адрес бога Яхве. В этот день заканчивается годичный цикл публичного чтения в синагогах Пятикнижия и начинается его повторное годичное чтение.
Судный день
Важное место в иудейском культе занимает судный день (иом-кипур) с предшествующим ему днем нового года (рош-гашана), который справляется в начале сентября. Этим двум праздникам придается особенно большое значение. С новым годом и судным днем связаны поверия, что весь предстоящий год сложится так, как положит бог в эти дни; от молитв в рош-гашана и иом-кипур зависят благополучие, удача и здоровье людей в течение всего наступающего года. По словам богословов, в новый год и в судный день все жители мира как бы проходят перед богом Яхве, а он, вникая во все дела людей, выносит приговор каждому человеку в отдельности, по заслугам.
Дню иом-кипур предшествует в религиозной практике 10 дней покаяния (тешуба). В эти дни, которые богословы называют также "страшными днями", Яхве проверяет дела всех людей и готовит свое решение о судьбе каждого человека на предстоящий год. К ним верующие готовятся в течение месяца элул (т.е. августа) постами, молитвами, трубными звуками из бараньего рога (шофара) и др.
Посты
Пост облагораживает человека, освобождает его от "грубых, низменных" чувств, утверждают богословы, вызывает думы о духовности своего бытия, сближает с божеством. В культе иудаизма посты играют важную роль.

Полезная информация