Молодёжный блог

Поиск самого себя…

Опубликовано 27 Июн 2008 в 0:52

Потребность в понимании себя, окружающего мира, повышенный интерес к тому, как меня воспринимают, как я выгляжу, что я могу, кем стану, отличают психологию подростка. Как отмечает И.С.Кон, "главное психологическое приобретение ранней юности — открытие своего внутреннего мира. Это радостное и волнующее событие, но оно вызывает множество тревожных, драматических переживаний. Внутреннее "Я" не совпадает с "внешним" поведением, выдвигая на передний план проблему самоконтроля".
Вместе с осознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других к мальчикам на грани перехода от отрочества к юности приходит чувство одиночества. Юношеское "Я" еще неопределенно, расплывчато, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую необходимо чем-то заполнить. Отсюда возникает стремление к общению, и одновременно повышается его избирательность, потребность в уединении. Ориентация юноши сразу на нескольких значимых целей делает его психологическую ситуацию неопределенной и внутренне конфликтной. Бессознательное желание избавиться от прежних детских представлений активизирует его сомнения, анализ собственного психического состояния, а также чувство своей особенности, непохожести на других.
Сознание своей исключительности вызывает характерное для ранней юности чувство одиночества или страха одиночества. Молодые люди, вместе с возросшей потребностью в общении, сталкиваются с большими сложностями. Именно в сфере общения, в познании своего внутреннего мира, в понимании и принятии других, в осознании своих трудностей в общении, прежде всего и нужна помощь подросткам.
Познавая мир и себя в нем, человек в ранней юности неизбежно, рано или поздно, сталкивается с целым рядом вопросов: "Кто же я сам в этом мире?", "Каково мое место в нем?", "Как относится ко мне мир?" "Как я сам отношусь к миру?" Поиски в ранней юности (и не только) ответов на подобные вопросы можно назвать сущностью самоопределения в мире.
Но что в данном случае понимать под миром? Ведь в обыденной речи мы говорим "мир" и подразумеваем всю планету, все, что нас окружает. И, естественно, на всех этапах жизни человек стремится в той или иной степени познать все то, что его окружает, и найти свое место в мире (или выяснить, какое место он уже в нем занял). Однако есть сфера в мире, познать которую стремятся все мальчики. Найти свое место в ней важно для каждого. Речь идет о взаимоотношениях с самим собой, с окружающими людьми. Поэтому ребята, познавая мир, определяя свое место в нем, в первую очередь, имеют в виду тех людей, с которыми они взаимодействуют, встречаются, дружат, которых любят, ненавидят, презирают и т.д.
Итак, в возрасте 14-17 лет найти свое место в мире — значит прежде всего определить свои отношения с самим собой и окружающими людьми — сверстниками, сверстницами, взрослыми.

Полезная информация